Математика и «продуктивный провал»

Продуктивный провал — это название одного из подходов к изучению математики, который впервые использовал Ману Капур, директор Лаборатории исследования учебных процессов Национального института образования Сингапура. В своих исследованиях этот ученый заметил, что те учащиеся, которых знакомят с задачей и просят найти решение самостоятельно, чтобы только после этих поисков познакомить с общепринятым способом решения, значительно превосходят тех учащихся, которых сначала учат решать, а затем предлагают самостоятельно заняться задачами.

Подход «продуктивного провала» идет рука об руку с утверждением, что мы учимся на своих ошибках. У подхода есть и противники, утверждающие, что самостоятельная работа с незнакомыми понятиями неэффективна и негативно сказывается на уверенности в своих силах.
Тем не менее, Ману Капур полагает, что учащимся полезно сталкиваться с ограниченностью своих знаний, так как в этом случае у них не возникает ложного ощущения, что учеба бесполезна, а они с легкостью способны справиться с любым заданием. Это положительно сказывается на способностях к обучению, выступает дополнительной мотивацией и, как ни странно, позволяет легче запоминать формулы и приемы.
Самое главное, метод «продуктивного провала» позволяет действительно понять ту задачу, которую предстоит решить, и, следовательно, осознать возможности применения математических методов, их необходимость и оправданность.
Учитель, так или иначе поддерживающий метод «продуктивного провала», как бы говорит своим ученикам: «Все в порядке, я знаю, что вы не знаете этого, но я хочу, чтобы вы генерировали как можно больше идей, как ошибочных, так и верных. Чем больше идей у вас возникнет, тем больше вы узнаете».
Не секрет, что когда ученики знают верный способ решения, они перестают искать другие способы. Подход Ману Капура решает эту проблему и позволяет ученикам сохранять разум открытым.

Навигация

Предыдущая статья: ←