Педагогическая система А.С.Макаренко: воспитать человека

Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью
и вашим собственным поведением.
Макаренко Антон Семенович

Детали биографии

24827.pАнтон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 году в г. Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. Закончив учительские курсы, преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, а после демобилизации в 1917 году закончил Полтавский педагогический институт с отличием.

Особенности педагогической системы Макаренко

Во времена Макаренко общепринятым убеждением было, что человек рождается либо порядочным, либо изначально склоным к порокам. Прорыв педагогической системы Макаренко и состоял в том, что своей работой с детьми и подростками он доказал: главное условие для формирования достойного человека — это воспитание.

Макаренко работал в тяжелых детских коллективах: с беспризорниками, малолетними преступниками, асоциальными ребятами. И в этих условиях он добивался беспрецедентных успехов. Залогом этого успеха было использование воспитательной силы коллектива, сочетание обучения по школьной программе с трудом в коммунах (коллективы Макаренко часто находились на самообеспечении). Обязательными условями существования таких коллективов были требовательность, доверие друг к другу и дух игры и положительного соперничества.

Педагогическая поэма

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?

Антон Макаренко

скачанные файлы (1)Педагогическая поэма Макаренко — уникальный труд, подробнейшим образом описывающий путь воспитания личности. Именно он принес Макаренко всемирную славу. В книге особенно подчеркивается необходимость уважения к личности ребенка и стимулирования детей к активной позиции в коллективе. Кроме того, Макаренко написана еще «Книга для родителей».

До сих пор педагогические идеи Макаренко находят отклик у педагогов по всему миру, особенно у тех, кому приходится работать с трудными подростками.

ЮНЕСКО в 1988 году назвал А.С. Макаренко одним из четырёх педагогов (это еще Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Мария Монтессори), которые внесли неоценимый вклад в развитие педагогической системы и даже определили способ педагогического мышления современности.

Воспитание — легкое дело

Он суровый по внешности, малословный, с большим носом, с умными и зоркими глазами. Похож на военного. Всюду поспевает, все видит, знает каждого из колонистов, которые производят странное впечатление благовоспитанных

Максим Горький об Антон Макаренко

f11b_s_kommunar_rab1Антон Макаренко посвятил себя трудным подросткам. К нему со всей страны привозили детей, которые проявили себя в воровстве и других асоциальных занятиях, в том числе и сами родители, когда не могли справиться этими детьми. Педагог настолько преуспел в понимании ребенка, что отказался от других педагогов в своем учреждении: на его попечении было в разное время 600-800 детей-подростков, которые вместе с ним совершенно самостоятельно организовывали свою жизнь. В коммуне никогда не было уборщиц, дети сами убирали помещения, сами вовремя вставали по сигналу, приводили себя в порядок утром, застили постели, ходили в школы и выполняли домашние задания. В день коммуну могло посетить несколько делегация в проверками, и все всегда было на должном уровне.
Уникальным достижением работы Макаренко является то, что из 3000 выпускников учреждений, которые существовали под его руководством, не наблюдалось ни одного рецидива, а в своих воспоминаниях эти люди утверждали, что во время жизни в коммуне были счастливыми людьми. Для сравнения, сейчас всего около 10% выпускников детских домов адаптируются к жизни, судьба остальных 90%, мягко говоря, незавидна.

Пять главных постулатов

Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться  целесообразно. Никаких бесцельных движений. И я своим коммунарам говорил: хочется побегать — вон площадка, можно там бегать. Извольте здесь вести себя прилично. Вообще воспитание сдержанности, торможение движений — прежде всего

Антон Макаренко

Пять главных постулатов педагогической системы А.С. Макаренко:13799686763_3437471ab8

  • технологичность воспитания: человеческая личность, как сложный механизм, требует отладки, штамповки, индивидуального ручного труда и поддается «выстраиванию», как всякий механизм, при должном умении и виртуозности воспитателя.
  • дело необходимо: любой личности для полноценного становления необходимо настоящее дело, за которое подрастающий человек отвечает и которым овладевает. Дело в случае коммуны Макаренко кормило и дисциплинировало подростков. «Колонисты», именно сами подростки, организовали натуральное хозяйство, построили действующий успешный завод по выпуску электродеталей (первый в СССР), освоили производство фотоаппаратов «Лейка» — инновационное производство для тех времен. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя и младших членов коммуны, копили на обучение в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижках, содержали театр, оркестр, оранжерею.
  • ядро коллектива: в коллективе есть лидеры и авторитеты, которые органично могут быть ведущими и поддерживающими для других детей. Подростков оспитывали не воспитатели, а авторитетные подростки, которые разделяли и верили в ценности колонии и Макаренко. Дети сами объясняли друг другу правила жизни в коммуне, делились стремлениями и мечтами, что значительно оживляло общение.
  • самоуправление: дети должны учиться принимать решения и нести ответственность. При этом важно, что самоуправление возможно, тольк если есть настоящее дело и здоровое ядро коллектива.
  • формат: ежедневные ритуалы, которые вклиниваются в жизнь колонистов на постоянной основе, необходимы. Вставать вовремя, умываться, убирать постель, не толкаться, не стоять, подпирая стенку- все это формирует стержень личности.

 

Минусы педагогической системы Макаренко

i_026В глазах современного общества Антон Макаренко никогда не был гуманистом. Он шел в воспитании путем жесткого, мужского подхода, требующего от ребенка «достойного» поведения и не допускающего бессмысленных «поблажек» просто от любви к детям. Порядок, дисциплина на практически армейском уровне в наш век свободного воспитания выглядят чрезмерно жестоко. Но при этом ценность человека как личности ставилась во главу всего. И в то, более жесткое время, гуманизм понимался именно как признание права личности на свободное проявление своих способностей, но, признаем, только «достойных», оцененных воспитателем как положительные, способностей. Это «честная» педагогика в условиях «на выживание», которая полагает, что в силу своего опыта воспитатель занимает ведущее положение в формировании личности ребенка и берет ответственность на себя. В современном обществе часть этой ответственности делегирована детям, которые обладают более свободным выбором модели поведения. При виде детских отрядов А.Макаренко, шагающих в ногу с горнами и барабанами, у любого современного педагога в глазах возникнет ужас. Методика более чем эффективна, но методы, в наше гораздо более благополучное время, уже не те.

Кроме того, система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться — для современного общества детский труд неприемлем.

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья: