Педагогические системы: Никитины

1386775522_1b56Эта заметка из цикла «Педагогические системы» посвящена подходу, который создали учительница русского языка Лена Алексеевна и учитель труда Борис Павлович Никитины. Особые подход к детям возник у них в процессе воспитания собственных четырех дочерей и трех сыновей.

Педагогическая система семьи Никитиных формировалась в советское время, в 60-70-е годы XX века. Внимательно наблюдая за детьми и поощряя все их интересы, Никитины в своих выводах во многом перечили строгой советской системе воспитания, в которой было принято тугое пеленание, разлука ребенка с матерью после родов, игнорирование плача ребенка и др. особенности.
Никитины выступали за раннее закаливание и раннее свободное развитие всех способностей ребенка, позволяя детям пробежать босиком по утреннему снегу, часами вертеться на турнике домашнего спорткомплекса, есть по аппетиту, предлагая при этом детям огромное количество самостоятельно созданных игр и головоломок, не объясняя при этом ни способ, ни порядок решения. Дети при таком подходе росли любимыми, активными, самостоятельными и не теряли интерес к жизни.
Справедливости ради нужно отметить, что, как и у всех других систем, у этой тоже есть свои слабые стороны. В основном в семье Никитиных они были связаны с социализацией детей, которые, опережая сверстников на 2-3 года, перескакивали через классы и сложнее вписывались в коллектив. Поэтому созданная Никитиными система наибольшим образом подходит для семейного воспитания, без участия учреждений.
7e519388ef33b010e8ccddb33a7919eeНеоднозначным выглядит также то, что Никитины полагали, что любое вмешательство в деятельность ребенка — это нарушение его свободного творчества. Если ребенок играет сам — не нужно к нему присоединяться, не нужно вмешиваться в его план и мешать фантазированию, строительству, сбивать с мысли. Современным родителям, ориентированным на тесное взаимодействие с детьми, это может показаться странным. Правда, такой подход помогает детям лучше чувствовать время и свои силы.
Никитины считали, что если ребенок не может самостоятельно справиться с каким-то заданием — значит, нащупан его «потолок» на сегодняшний день, и нужно просто подождать, предложив ту же задачу позже, когда ребенок продвинется в развитии и сможет сам решить головоломку. Очевидно, что такой подход при обучении в школе мало применим: не очень разумно для первоклассника, который не справляется с прописями, откладывать обучение письму до второго класса.
Вердикт: система Никитина предлагает прекрасные подходы к спортивному развитию детей и закаливанию, если опустить наиболее экстремальные ее проявления, но не совсем соответствует нынешним представлениям о детско-родительском взаимодействии. Не бойтесь помогать своему ребенку, даже если вы предпочитаете воспитывать их по принципам, разработанным в этой многодетной семье.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья: