Прототип детского сада

r-owenДетский сад – а точнее, его прототип — впервые был создан в 1802 году в Шотландии. Его основателем стал Роберт Оуэн, педагог, философ, социалист. Став владельцем текстильной фабрики в шотландском городе Нью-Ланарк, он захотел облегчить жизнь своих наемных рабочих, которые в то время в стране являлись бедной прослойкой населения. Для повышения уровня жизни и уровня воспитания в рабочих семьях Оуэн создал при фабрике воспитательное учреждение для детей, где работали педагоги, обеспечивали детей обедами и приемлемыми условиями жизни.
Роберт Оуэн считал, что человек является продуктом среды, в которой растет, и именно поэтому стремился создать для детей своих рабочих новую среду, благоприятную и стимулирующую к формирования самостоятельного и рационально мыслящего человека.
В учреждение детского образования Р.Оуэна, которое тогда еще не называлось детским садом, принимались дети всех возрастов. С детьми до 5 лет занимались чтением, танцами и много гуляли на свежем воздухе. С 5 и до 10 лет детей учили арифметике, правописанию, географии, началам естествознания и истории. Надо заметить, что это обучение не было систематическим и уж точно не было похоже на современную форму урока. Все обучение проводилось в ходе бесед об окружающем мире, природе, смене сезонов, явлениях погоды. Кроме того, начиналось обучение практической работе на станках или в саду, так как в то время широко использовался детский труд на фабриках и в различных хозяйствах. Полностью было исключено всякое религиозное воспитание, что очень необычно для того времени.
С 10 лет дети могли посещать вечерний занятия в этой «Школе для малышей».
В качестве педагогов в большинстве своем были наняты молодые работницы фабрики без специального образования, но замеченные в нежном и внимательном обращении с детьми.
Роберт Оуэн считался прогрессивным работодателем уже только из-за того, что запретил на своей фабрике труд детей до 10 лет, а рабочий день сократил до 10 часов.
Нужно сказать, что эксперимент по воспитанию детей рабочих можно считать удачным: все время существования текстильной фабрики ее посещало немало любопытных, и все они удивлялись высокому уровню благосостояния и культуры рабочих.
Помимо постулата о том, что каждый человек – пассивный продукт среды, в которой он растет и воспитывается, Оуэн считается автором модели образования, в которой обучение и воспитание идет рука об руку с производственным трудом.
Этот прототип детского сада был назван его основателем «Школа для малышей» и до сих пор считается примером удачного психолого-педагогического эксперимента.

Навигация

Предыдущая статья: ←