Теория о заботливой альфе

Мы продолжаем рассказывать о подходах в педагогике и детской психологии, и сегодня посвятим несколько слов подходу канадского психолога и психотерапевта Гордона Ньюфелда (Gordon Neufeld), автора книги «Не упускайте своих детей».

Суть его заключается в утверждении, что в воспитании следует основываться на привязанности, и первое, что следует делать родителям — это создавать сильную привязанность ребенка к заботящемуся и оберегающему его взрослому.
Позицию родителя Ньюфелд называет «заботливая альфа» — то есть заботливый, но однозначно доминирующий взрослый, берущий на себя всю ответственность. Канадский психолог полагает, что крепкая и надёжная связь ребёнка с заботливым родителем — это и есть самое главное условие для создания благоприятной среды для развития ребенка. Дети не должны сомневаться в том, любят ли их, и тогда они направят всю свою энергию и силы не на поддержание связи со значимыми взрослыми, а на исследование себя и окружающего мира. Этот подход может быть успешно применен и дома (родителями), и в учебном заведении (педагогами и воспитателями).

Согласно теории Ньюфелда, существует 6 уровней привязанности, которые формируются у ребенка поступательно:

  • Чувства и ощущения. Ребенок хочет быть с теми, к кому он привязан, хочет прикосновений, ощущения тепла и запаха и т.д. Этот уровень является основой для развития последующих и формируется у детей еще в младенческом возрасте.
  • Подражание. Дети от года до двух понимают близость как похожесть, а не просто физический контакт, они стремятся подражать тем, к кому привязаны, быть на них похожими.
  • Принадлежность к группе. На этом уровне быть близким означает быть «на одной стороне», «в одной лодке». Примерно в возрасте трех лет дети начинают принимать сторону того человека, к которому привязаны: соглашаться, заступаться, слушаться.
  • Значимость. Этот уровень выражается в постулате: мы дорожим теми, к кому привязаны. Ребенок старается, чтобы им тоже дорожили и ищет этому подтверждения. В возрасте четырех лет дети становятся обидчивее и уязвимее. Мы слышим от него «а я?», «а мне?» не потому, что он эгоист, а потому что его ранит любой признак безразличия.
  • Эмоциональная привязанность и желание всегда быть вместе. Это более глубокий уровень, и иногда на его формирование требуются годы. Другими словами, ребёнок начинает отдавать своё сердце тем, к кому он привязан.
  • Стремление быть понятым. После того, как ребенок отдал сердце тем, к кому он привязан, он хочет раскрыть все, что есть у него на сердце. Для ребенка, добравшегося до этого уровня, чувствовать близость — это то же самое, что не быть загадкой для своих близких и не иметь никаких секретов. Так эмоциональная привязанность перерастает в психологическую. Этот уровень позволяет поддерживать контакт с значимым человеком, когда другие уровни недоступны: например, на расстоянии или при виртуальном общении.

И хотя все эти уровни привязанности формируются поступательно в течение первых 6 лети жизни, они могут быть развиты и позже, если что-то было упущено.

Навигация

Предыдущая статья: ←