Экологическое образование дошкольников

razvitie-gumanisticheskich-zennostey-lichnosti-doshkolnika-sredstvami-ekologicheskogo-vospitaniyaВ дошкольный период у детей закладываются основы личности. Это наиболее благоприятный период для формирования основополагающих ценностей — в том числе и для воспитания позитивного отношения к природе.

Когда ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, начинают формироваться принципы эмоционально-ценностного взаимодействия с миром, а также основы нравственных позиций. Впоследствии все это найдет отражение во взаимодействии ребенка с обществом и природой — противопоставлением или ощущением неразрывности с ней.
Детский сад в связи с вышесказанным становится одним из первых звеньев экологического образования. Именно воспитатели детского сада вместе с родителями, бабушками и дедушками закладывают основы рационального природопользования в сознании детей. С малых лет следует воспитывать у детей любовь к природе и умение чувствовать и воспринимать ее красоту, а также уважительно и бережно относиться к растениям и животным.
Для реализации экологического воспитания в детском саду большое значение имеет наличие и организация природного окружения: уголков природы, в которых могут жить питомцы (попугаи, хомяки, рыбки, черепахи и др.) и содержаться растения. Необходимо организовывать периодические наблюдения за природными явлениями в группе и на прогулках, совместно проращивать семена и высаживать их в вазоны, наблюдая весь цикл развития растения, заботиться о питомцах. Это также способствует воспитанию привычки к регулярному труду и формированию и поддержке познавательного интереса у детей.
Одним из условий организации экологического образования является создание соответствующей предметно-развивающей среды. Можно вести совместный журнал наблюдений, проводить мини-опыты с детьми, даже создать на школьном участке клумбу. В уголках природы, помимо растений и животных, можно разместить подходящие по возрасту энциклопедии, лупу, песочные часы, компас, календарь природы и другие инструменты для простейших наблюдений. Дети могут привлекаться к поливу цветов, могут помогать обрывать увядшие и высохшие листья, рыхлить землю палочкой, протирать пыль. Детям важно потрогать объект, чтобы понять.
Зимой совместно с детьми можно изготовить простейшую кормушку и разместить ее на участке для прогулок, попутно обсудив, чем питаются разные виды птиц и другие животные. В этот же период уместно рассказать про зимнюю спячку животных. Сложный, но выполнимый эксперимент — подготовить молодой саженец к цветению посреди зимы, для этого выдержав его в темном помещении. В итоге дети получат представление о том, что растения ориентируются на продолжительность светового дня в распознавании сезонов.

Навигация

Предыдущая статья: ←