Школьники и уважение

Обучение детей в школах основано на обмене информацией: между учеником и учителем, между учеником и учебником, между учеником и обучающим фильмом и так далее. От множества факторов зависит, будет ли услышана, понята, осознана, закреплена в памяти, применена в будущем. Один из таких факторов (часто далеко не самый последний) — это уважение к «источнику информации».

Об уважении часто и много говорят. Обычно звучат слова о том, что нужно уважать других людей. В контексте обучения уважение трактуется несколько шире: это внимание и желание воспринимать поступающую из источника информацию наиболее полно и истинно. Если ученик доверяет учителю, он будет прислушиваться к каждому его слову — это и есть уважение. Если школьник считает учебник «удачным», достоверным, красивым, полезным, он будет внимательно изучать его содержание — и это тоже форма уважения к источнику. Таким образом, именно уважение — залог самых гармоничных взаимоотношение между людьми, между человеком и информацией, человеком и социумом, человеком и материальным миром.
Педагоги и родители помогут детям найти это гармоничное состояние взаимодействия с окружающей действительностью, если будут способствовать формированию у школьников уважения к:

  • жизни человека, в том числе к своей собственной жизни
  • жизни на Земле в широком смысле
  • своим родителям и предкам
  • обществу
  • знаниям
  • учителям и педагогам, техническим работникам школы
  • транспорту и другим общественным системам
  • времени, как своему, так и чужому
  • труду, как собственному, так и членов семьи, и учителей, и посторонних людей
  • деньгам

Уважение к этим ценностям и объектам убережет детей от многих опасностей, подстерегающих их в бурные период взросления. Уважая собственную жизни, подросток с меньшей вероятностью погрузится в деструктивные мысли в тяжелый период. Уважая материальные ценности и труд, ребенок воздержится от намеренного вредительства, часто спровоцированного всего лишь чувством скуки. Примеров может быть много.

Осознав понятие «уважение к информации», школьники с большей готовностью и старательностью принимают любую транслируемую системой образования информациею вне зависимости от того, нравится ли она, понятна ли именно в этот момент, приятна или нет, применима ли именно сейчас. Осознав уважение к учителю, учащиеся внимательно и обдуманно воспринимают его слова.

Со временем ученики понимают, что информация существует сама по себе, независимо от того, знают они о ней или нет. А отказавшись осваивать ее, человек лишь ограничивает самого себя. Обучение уважению не происходит немедленно и само по себе, это — работа педагога. Именно от его таланта, умений и авторитета зависит формирование уважения к информации.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья: