Сказкотерапия

Сказкотерапия — инновационный метод работы с детьми, который позволяет как направлять познавательные потребности ребенка, создавать нравственные ориентиры, так и выявлять его личные трудности и слабые места.

Дети хорошо знакомы со сказкой с самого раннего возраста — она знакомит с речью, раскрывает звучание родного языка, формируют эмоциональную эмпатию. Различные исследования четко демонстрируют связь развития речи и богатства словарного запаса у детей и подростков с тем, были ли они знакомы с родным фольклором в детстве.

Психологи используют сказкотерапию, чтобы помочь детям справиться со стрессом. Проигрывание конфликтных ситуаций в фантастических, сказочных обстоятельствах помогает справиться с реальными проблемами и фобиями — это так называемые ролевые игры с детьми.
Наиболее эффективна сказкотерапия в обучении дошкольников и учеников младших классов. Существуют разные подходы к построению работы со сказкой у детей:

  • использование сказки как метафоры для происходящих в жизни событий;
  • использование сказки как основы для терапевтического рисунка;
  • обсуждение сказки, чтобы через выявление скрытых мотивов персонажей раскрыть проблемы ребенка;
  • проигрывание эпизодов сказок по ролям;
  • творческое сочинение сказки или ее элементов.

Чтобы каждый из этих методов сработал как расслабляющий и терапевтический, сказка не должна иметь жесткого очевидного финала, правильного ответа. Именно рассуждение и переживание помогают ребенку незаметно найти выход из внутренних кризисов. Сказка должна перекликаться с проблемой ребенка, но не дублировать ее слишком очевидно, при этом она должна предлагать ребенку получение нового опыта.
При сочинении сказки вместе с детьми младшего школьного возраста уместно будет оказывать им поддержку в построении сюжета, подсказывая последовательность событий фразами: «жили-были», «и вот однажды», «из-за этого», «и тогда», «потому что», «с тех пор», «это значит» и так далее.

Для детей рассказывание сказки, сочинительство, рисование и игра сами по себе имеют терапевтическое значение — это и обусловливает широкое применение сказкотерапии даже при знакомстве ребенка с психологом.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья: