Страна потенциальных вундеркиндов

По мнению специалистов, около 70% школьников Беларуси можно считать потенциально одаренными. Сколько из них получают возможность раскрыть свой потенциал? Для развития талантов и способностей таких детей нужны специальный условия, сохраняющие индивидуальность ребенка. Не станет открытием, что традиционная школьная система гасит способности школьника, если его темперамент не вписывается в принятую систему.

Часто наличие одаренного ребенка в классе общеобразовательной школы становится проблемой для учителя, который привык работать в соответствии с принципами традиционной педагогики — на «среднего» ученика. Уменьшение количества учащихся в классе, ориентация на индивидуальность учеников, использование современных и более демократичных методов обучения — вот залог успеха при стремлении достичь максимального раскрытия всех способностей школьников. К сожалению, позволить себе такой подход могут не все школы.

Познавательные потребности одаренных детей превосходят все остальные, поэтому развитие и образование для них должно подразумевать не только стимулирование интеллектуальных и творческих способностей, но и всестороннее развитие и воспитание, в том числе эмоциональное и социальное. Это необходимо, чтобы избежать слишком сильной концентрации на сфере интересов одаренного ребенка, направив его и в сторону общения со сверстниками, формируя личностные качества и умение находить свое место в коллективе бесконфликтно.

Часто одаренные дети достигают успехов в тех сферах, которые даются им легко, а отставание в других областях им прощается. Это не способствует развитию волевых качеств и может стать причиной серьезных проблем при прохождении более высоких ступеней образования, когда приходится изучать то, что необходимо, а не то, что дается легче всего. С этой точки зрения частное образование с небольшими классами и более демократичной, но требовательной атмосферой может является оптимальным вариантом для раскрытия потенциала одаренных детей.