Детские страхи: боязнь темноты

imagesОткуда берутся детские страхи? Для ребенка это выражение каких-то тревожных характеристик окружающего или внутреннего мира. Они необходимы, чтобы защитить психику от излишнего напряжения и риска, и определяются возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями ребенка, а также его окружением.

Один из наиболее распространенных детских страхов, с которым сталкиваются практически все родители – это страх темноты. Обычно он проявляется у детей в возрасте от трех до шести лет, что совпадает с периодом наибольшей склонности ребенка к фантазиям и развитием воображения. При этом проводить четкую границу между вымышленным миром и реальностью детям по-прежнему тяжело. Часто на проявление такого страха могут повлиять негативные обстоятельства и травмы: болезнь близкого человека, авария, развод, сцены насилия. На подобные события подсознание ребенка реагирует очень активно, возникает ощущение незащищенности и нестабильности.
Опыт психологов показывает, что избавиться от страха темноты детям успешно помогает сказкотерапия и рисуночная терапия. С ребенком вместе сочиняют сказку – про путешествие в темноте или победу над нею, или рисуют то, что прячется в темноте и пугает ребенка. Это позволяет ему получить новые представления о ситуации, выразить и сформулировать скрытые страхи, вылившиеся в боязнь темноты.

Как провести терапию дома

Родители могут попробовать самостоятельно помочь ребенку. Для этого из набора игрушек ему предлагают выбрать симпатичного ему мальчика или девочку, описать этого героя – какой он, что любит делать, как его зовут, сосредоточившись на положительных качествах. Дальше под руководством взрослого, но с участием ребенка сочиняется сказка, в которой герой сталкивается со своим страхом (в данном случае – темнотой). Следует обязательно перечислить все положительные качества героя и отметить, что несмотря на них, ему все-таки страшно – он боится темноты. Этот прием избавляет ребенка от стыда за свой страх. Дальше следует передать эстафетную палочку ребенку: пусть он расскажет, что именно пугает героя сказки, что он слышит и видит. Дальше можно вместе выбрать и ввести помощников – новых действующих персонажей, которые помогут справиться основному герою, качества которого тоже стоит обсудить. Дальше вместе с ребенком взрослый сочиняет, как закончится история – и обязательно нужно сосредоточиться на счастливом, позитивном конце. Можно придумать волшебные слова, которые помогают справиться с темнотой и которые сам ребенок сможет в дальнейшем использовать.
После того, как сказка рассказана, обязательно нужно поговорить с ребенком о его эмоциональном состоянии, найти побольше общих черт у ребенка и персонажа-помощника, который помог справиться с темнотой. Можно нарисовать помощника, закрепив связь ребенка с ним.
Никогда не будет лишним объяснить ребенку, что страх темноты – это естественно. Например, рассказать, что раньше, когда люди жили в лесах, по ночам их подстерегали опасности – хищники или змеи, которые могли заползти в жилище. И люди прислушивались, вглядывались в темноту, чтобы не пропустить опасность. Но теперь, в городе, этих угроз больше не осталось, и бояться больше нечего, а все шорохи, которые слышатся по ночам – это результат фантазии. Можно пофантазировать вместе с ребенком, показав ему, что его фантазия на самом деле очень сильна, и лучше будет все «ужасное», что он придумает, вместе превратить в смешное.
Если страх темноты становится слишком сильным, не стоит бояться обратиться к психологу – у современных специалистов есть очень много приемов и методов, чтобы помочь ребенку вернуть спокойствие и уверенность в безопасности мира.

Навигация

Предыдущая статья: ←