Как воспитать самостоятельность у детей?

Этот вопрос часто задают родители подрастающих малышей, и хотя опытный педагог понимает, что самостоятельность в детях надо просто поддерживать, отвечать приходится более развернуто. Ведь многие дети к моменту поступления в школу внезапно теряют интерес к тому, чтобы самостоятельно осваивать бытовые навыки, не говоря уже о чем-то более сложном.

Воспитание самостоятельности начинается с первого «Я сам!», сказанного ребенком. Чаще всего оно звучит в возрасте около трех лет. «Сам — значит сам,» — должны ответить родители и предоставить детям первую свободу, несмотря на страхи, неуверенность в силах ребенка, нехватку времени на долгое застегивание непослушных пуговиц, пролитую из чайника воду и прочие мелкие неудобства. Самый большой вред, который в этот момент могут причинить ребенку взрослые, заключается в ответе: «Давай лучше я». И даже не важно по какой причине будет дан такой ответ.

Упрекая ребенка в том, что он медленно возится, неаккуратен или еще в чем-то оплошал, родители вызывают реакцию, которой будут не рады. Такая позиция взрослых последовательно приведет к :

  • негативизму у ребенка,
  • непослушанию, нежеланию выполнять указания взрослого,
  • стремлению «сделать наоборот»,
  • упрямству,
  • попыткам делать самостоятельно абсолютно все, что, разумеется, пока не по силам ребенку и приводит только к многочисленным разочарованиям.

Первые поручения

Что можно доверить ребенку выполнять самостоятельно? Список таких вещей не так уж мал:

  • гигиенические процедуры: мыть руки, умываться, стараясь не намочить одежду, пользоваться полотенцем и вешать его на место;
  • одеваться и раздеваться;
  • складывать одежду, выворачивая ее на лицевую сторону;
  • расстегивать и застегивать пуговицы и молнии;
  • пользоваться носовым платком и туалетом;
  • самостоятельно есть, используя ложку, вилку, нож и салфетку,
    убирать игрушки и книжки на места.

Помните, что не все можно оставить на откуп ребенку: современные стоматологи требуют, чтобы родители чистили детям зубы до возраста 8-10 лет.

Чтобы облегчить освоение самостоятельности, родителям нужно предусмотреть наличие для ребенка вешалок, расположенных на уровне его роста, удобной одежды, с которой он мог бы справляться, выделить место для хранения вещей ребенка, которое было бы ему легко доступно.

Чем чаще вы останавливаете ребенка, когда он собрался сделать что-то сам, тем труднее ему будет даваться преодоление. Такое предостерегающее поведение родителей лишает детей уверенности в собственных силах.

Дети-дошкольники положительно воспринимают стихи и потешки, сопровождающие их бытовую деятельность: их тоже можно использовать, чтобы стимулировать самостоятельность.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья: