Пальчиковые игры для дошкольников

пальчикиРодители иногда недооценивают роль пальчиковых игр и потешек в развитии детей-дошкольников, а ведь это едва ли не самый простой и увлекательный для ребенка способ развить мелкую моторику ребенка.

Развитие мелкой моторики, в свою очередь, — самый мощный инструмент развития речи и интеллектуальных способностей. Центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику рук и за речь, расположены очень близко. bf1b2296a613815620be18a6762442ab_hИменно этим объясняется влияние развития моторики рук в первую очередь на речь ребенка.
Приступая к пальчиковым играм, взрослые поначалу управляют детскими руками, но постепенно ребенок начинает по собственному желанию выполнять упражнения самостоятельно. С трехлетнего возраста дети начинают показывать пальцами сюжеты, в которых разные руки выполняют разные роли и движения (например, пальцы левой руки изображают домик, а право – бегущую внутрь кошку). Продолжать занятия пальчиковой гимнастикой стоит и с детьми 4-х и 5-и лет.
Традиционно пальчиковые игры проводятся в совокупности со стишками-потешками, через которые также расширяются и систематизируются представления ребенка о мире. Если вы изучаете иностранный язык с раннего возраста, то пальчиковые игры под песенки на иностранном языке могут очень помочь ребенку.
Предлагаем вашему вниманию следующие варианты стихов-потешек для занятия с детьми (как простых, так и более сложных):

Моя семья

(Пальчики сгибаются поочередно, в конце нужно покрутить кулачком)

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

Пальчик-мальчик

(Вначале нужно показать большой палец, а потом касаниями соединять его с другими пальцами. Можно задействовать одновременно две руки)

— Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Детям часто нравятся потешки с неожиданной, смешной концовкой, например:

По грибы

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистил сам,
Этот пальчик жарить стал,
А этот пальчик всё-всё съел,
Оттого и растолстел.

Очень популярны в детских дошкольных учреждениях потешки, имитирующие занятия, которые ребенок наблюдает в быту (готовка, уборка и прочее, например:

Капустка

(Движения рук имитируют попеременно движение ножей вверх-вниз, посыпание солью из щепотки, растирание и сжимание)

Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.

Повстречались

(На каждую строчку нужно поочередно соединять пальцы правой и левой руки, от мизинцев к большим, а на последнюю строчку показать рога, вытянув мизинцы и указательные пальцы)

Повстречались два утёнка «Кря-кря»
Два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Ав-ав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два тигренка: «Ррр!»
Два быка –
Смотри, какие рога;
«Муу!».

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж, (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс, (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб – оп, (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его – хлоп, (хлопаем ладошкой по лбу)
И к уху, зззз, (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Небольшие советы:

paper-doll_bigПридумывайте собственные пальчиковые игры – это несложно, но ваш энтузиазм будет воспринят ребенком с благодарностью. Будьте уверены, что даже не самая складная, но собственная, уникальная потешка станет у него любимой.

Поначалу попробуйте проделать все движения самостоятельно, чтобы ребенок видел слаженные и уверенные жесты. Старайтесь произносить слова и фразы четко, с ярко выраженной интонацией – ведь в данный момент вы развиваете речь ребенка, а она должна формироваться правильно.

Как еще можно развивать мелкую моторику и активизировать пальцы рук?post-113070-1269717934

  • Позвольте ребенку рвать бумагу: салфетки или газету (безопасная бумага, о которую ребенок не порежется).
  • Предложите ребенку бусы или счёты, чтобы он мог перебирать бусины.
  • Играйте в пальчиковый театр.
Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья: