Развитие речи в детском саду и дома

590cd7246bbde0051047b0d6f7_1Период посещения детского сада – время, за которое как раз и должна сформироваться правильная, грамотная речь ребенка. К сожалению, в Беларуси дела обстоят так, что проблемы с произношением у детей родители замечают только после посещения логопеда при прохождении комиссии перед поступлением в школу.

Если начать речевые занятия поздно, придется их форсировать, превращая, в общем-то, веселые логопедические упражнения в тяжкий и однообразный труд. Поэтому всегда лучше предупредить эти проблемы, чем позже исправлять их с логопедом. Все наши советы могут использоваться как воспитателями в детском саду, так и родителями дома самостоятельно.

Итак, как должна развиваться речь ребенка детсадовского возраста?

  • В 3 года дети имеют полное право коверкать слова или неправильно строить фразы. Основное требование к малышам в 3 года – умение понимать обращенную к ним речь и способность выразить свои мысли. Родители могут быть спокойны, если в 3 года ребенок выполняет обращенные к нему просьбы, а они сами могут понять его, пусть невнятную, но осмысленную речь.
  • К 4-м годам ситуация меняется: ребенок должен уметь объясниться так, чтобы его поняли не только родители, но и посторонние взрослые люди. Обратите внимание, понимают ли ваши знакомые ребенка так же просто, как вы сами, часто ли его переспрашивают, приходится ли ему активно использовать жесты. Если вам все время приходится «переводить» сказанное ребенком, это повод обратиться к логопеду, чтобы избавиться от «каши во рту».
  • В 5 лет ребенок может иметь сложности с произношением буквы «р», в остальном его речь уже должна быть сформирована.
  • К 6-и годам дети-выпускники детского сада должны уметь говорить грамотно, произносить все звуки, согласовывать падежи и время, объясняться связно и правильно.

Как развивать речь ребенка дома и в детском саду?images (3)

Приемы развития речи ребенка дома и в детском саду если не одинаковы, то близки. Если вы хотите избежать проблем с произношением или минимизировать их, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Пусть ваш ребенок чаще ест твердую пищу: свежие яблоки, морковь, сухари, корочки хлеба, кусковое мясо. Это способствует развитию челюстных мышц и, как следствие, артикуляционного аппарата. Плохой аппетит и привычка есть кашеобразную пищу может стать причиной проблем с произношением сложных звуков.
  • Научите ребенка полоскать рот, надувать щеки, перекатывать воду и воздух из одной щеки в другую. Этими нехитрыми приемами вы будете тренировать мышцы языка и щек.
  • Всем уже известно о связи мелкой моторики и речевого аппарата. Не забывайте тренировать детские пальчики: для этого можно учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, закасывать рукава. Одевайте кукол, шнуруйте папины кеды, завязывайте бантики плюшевым мишкам – все это приведет к усложнению и развитию речи. Занятия лепкой также полезны для развития мелкой моторики у детей в детских садах, как и вырезание. Часто дома детям боятся доверять ножницы, и дети впервые берут их в руки в детском саду, а ведь вырезание – отличный способ тренировать ловкость пальцев.

Логопедические игры и занятия никогда не помешают ребенку. В наше время городские дети поставлены в особые условия: из-за высокого уровня шума они практически никогда не слышат чистую речь (без сопровождения шума улицы, звуков машин, телевизора, радио, музыки, торгового центра). Это накладывает отпечаток на произношение: к логопедам обращаются все чаще. Ведь чтобы правильно говорить, нужно все хорошо слышать.

Навигация

Предыдущая статья: ←