Учим ребенка читать

p1447Навык чтения в наше время — своеобразный показатель развития и благополучия ребенка. Все еще силен образ «читающего малыша» как индикатор готовности к школе. Все это весьма противоречиво, и самостоятельное чтение — совершенно необязательная вещь для детей до 6-7 лет, вполне достаточно чтения детских книг взрослыми. Но если ребенок тянется к книжкам — зачем отказывать ему в приятном освоении грамоты?

Мнения педагогов и психологов о самом благоприятном возрасте для начала обучения алфавиту и чтению разнятся. У некоторых детей интерес к чтению действительно возникает очень рано — в 2-3 года, и родители, которые пользуются этим интересом, оказывают детям kids-readingбольшую услугу, избавляя в будущем от изнурительного заучивания и заменяя его игровыми упражнениями. Не следует путать чтение и знакомство с алфавитом — просто выучить буквы с малышами лучше в раннем возрасте, потому что такое «заучивание» детям младшего дошкольного возраста покажется интересным, а вот старшим дошкольникам — скорее всего скучноватым. И все же, никогда не превращайте процесс обучения чтению в обязательную каторгу — пусть лучше ребенок начуится читать в школе, чем возненавидит чтение с малых лет.

Как учить? Методик обучения чтению детей дошкольного и даже раннего возраста  cуществует огромное множество. В этой статье мы упомянем только некоторые из них.

Изучение букв

Общий совет: если вы начинаете обучение чтению с изучения алфавита, называйте буквы звуками (то есть «б», а не «бэ», «р», а не «эр», чтобы не усложнять ребенку прикладную задачу). В изучении букв отлично послужат различные печатные издания, предлагающие детские сказки и рассказы, каждый из которых посвящен только одной букве: про аистенка Алешу, про ворону Варю и так далее. Часто в таких текстах изучаемая буква выделена цветом — и рассматривая страницы книжки рядом с читающим взрослым, ребенок легко запоминает букву. При изучении букв не поленитесь поиграть с ребенком в игры на закрепление: например, подбирать слова, в которых новая буква находится в начале, в середине или в конце слова.

Фонетический метод

mama-uchit-dochku-chitatФонетический метод – традиционный метод обучения чтению путем знакомства с буквами алфавита и складыванием их в слоги, а затем и в слова. Так называемое «слоговое чтение». Он отлично подходит для детей от 4-5 лет (в зависимости от особенностей ребенка). В качестве  методического материала подходит все: кубики с буквами и картинками, магнитные азбуки, озвученные книжки-азбуки. Сначала с ребенком изучают буквы и их внешний вид (не обазтельно все), затем переходят к чтению слогов. Сложность метода в том, что детям приходится читать довольно большое количество «бессмысленных» сочетаний: «ка», «ку», «ки». Именно по такому принципу строятся буквари, по этой системе учились читать мы с вами.

Кубики Зайцева

kubiki-zaicevaМетодика, разработанная Николаем Зайцевым, успешно опробированна в детских садах нашей страны и одобрена многими педагогами. Ребенка обучают чтению с ипользованием специальных кубиков, пропуская этап изучения отдельных букв. На разных гранях кубика размещаются слоги на соответствующую букву: «Р — ра, ро, ру, ры» и так далее. Этот метод подходит для детей помладше (2-3 лет) и рассчитан на особенности визуальной детской памяти. В оформлении кубиков используются определенные цвета и звуки (кубики «звенят» ли «гремят») для понимания фонетики, что является хорошим заделом для последующего обучения в школе.

Карточки Домана

d588ba2666b3551a6abfc049e7ddee0eГлен Доман предлагает обучать чтению буквально с пеленок. С самого рождения ребенку начинают показывать карточки, на которых написаны короткие и простые слова. За один раз показывается пять слов, которые называет взрослые — это процедура многократно  повторяется. Метод основан на обучении чтению по словам с использованием безграничных ресурсов памяти малышей. Надо заметить, что в большей степени он подходит для английского языка, чем для русского, однако успешно адаптирован и используется и в нашей стране. Обращаем ваше внимание, что оригинальные карточки домана содержат только написанное слово, без его изображения (слова пишут красными крупными буквами на белом
картоне), а смысловую нагрузку слова изучают в повседневной жизни в ходе естественного развития ребенка. Карточки, на которых изображено и слово, и предмет, который оно изображает, направлены на развитие словарного запаса и эрудиции ребенка, но не на обучение чтению с колыбели.

Какой бы метод вы не выбрали, не забывайте о чтении в повседневной жизни: дети с удовольствием читают вывески (гораздо охотнее, чем буквари), рисуют буквы на снегу или на песке, играют в игры-цепочки, когда нужно придумывать слово на последнюю букву предыдущего. А еще как можно дольше продолжайте читать детям перед сном: это часто бывает гораздо важнее всех раноприобретенных навыков.

Навигация

Предыдущая статья: ←